изображение маори

Исследователи из Австралии определили, по их мнению, самую старую сохранившуюся фотографию человека маори. 1846 дагеротип изображает Hemi Pomara как молодого человека, живущего в Лондоне: Он носит плащ, подчёркивающий его высокий ранг, и имеет каменный клуб, близко к его груди. Зеленокаменный кулон болтается из его уха.

Специалисты из Австралийского национального университета объявили о своей находке в статье мирового журнала на этой неделе. 

Пара обнаружила ранее неизвестное изображение, проводя исследование для будущей книги в Национальной библиотеке Австралии. Ранее самым старым известным изображением людей маори была фотография двух сестер, сделанная в 1852 или 1853 году.

«В связи с недавними насущными дебатами о том, как мы помним наше колониальное прошлое, и попытками восстановить историю коренных народов, такие истории, как история Хеми Помары, чрезвычайно важны», — пишут исследователи. «Они ясно дают понять, что даже на пике колониальной фетишизации выживание и культурное самовыражение были возможны и до сих пор поддаются расшифровке».

История жизни Помары примечательна. 

Он родился на островах Чатем к востоку от Новой Зеландии примерно в 1830 году. Он был еще ребенком, когда его семья была убита вторгшейся группой маори. В начале 1840-х годов британский торговец похитил Помару — внука вождя коренных народов — и перевез его в Сидней, Австралия, где он был зачислен в английскую школу-интернат.

В 1846 году британский художник привез Помару в викторианский Лондон, где он выставил мальчика на «живую выставку» коренных жителей в Британском и зарубежном учреждении. Ангас также представил Помару во время частной аудиенции с королевой Викторией и принцем Альбертом и на встрече Королевского общества, на которой присутствовали Чарльз Дарвин и Чарльз Диккенс.

Основываясь на экспертной цветовой окраске фотографии, Де Курси и Джолли предполагают, что она была произведена французским дагеротипистом Антуаном Клоде, сообщает Элеонора Эйндж Рой. Другие сохранившиеся изображения Помары включают акварель Angas, на которой мальчик изображен как «идеализированный колониальный субъект», по словам исследователей, и гравюра на дереве, опубликованная в одноименной газете.

«В возрасте восемнадцати лет Помара уже был предметом серии колониальных портретов, сделанных в разных СМИ и на разных континентах», — объясняют де Курси и Джолли.

После пребывания в Лондоне Помара ушел в море. Как сообщает мировая газета, его корабль «потерпел крушение на Барбадосе, и он чудом спасся». Возвращение в Англию было столь же чревато: «Парень подвергался жестокому обращению на борту «Элизы», часто подвергался нападениям, и его незащищенность не вызывала сочувствия».

После того, как Помара переехал в Новую Зеландию в конце 1846 года, он практически исчез из исторических источников. Семейный портрет датирован 1864 может изображать Pomara с его женой и ребенком; в случае подтверждения снимок предоставит доказательства его возможного возвращения в Англию.

Недавно обнаруженный портрет может быть самым старым известным изображением маори

На фотографии изображен Хеми Помара, который был похищен и «выставлен» британскими колонизаторами в Лондоне в 1840-х годах.                                                                 

История жизни Помары послужила источником вдохновения для романа новозеландского писателя Тины Макерети 2018 года, который предлагает художественный рассказ о мальчике-маори, живущем в викторианском Лондоне.

Макерети отреагировала на обнаружение фотографии в своем сообщении в Твиттере, написав: «Это необычайно трогательно видеть».

Отдельно, как сообщает Бен Далтон, оскароносный режиссер Тайка Вайтити объявил, что его продюсерская компания профинансирует три художественных проекта коренных народов, посвященных влиянию колонизации. Первым из этих начинаний будет экранизация романа Макерети — «на удивление своевременный» выбор с учетом нынешнего «падения колониальных статуй и взглядов», — говорит автор Screen Daily.

«Неудивительно, что жизнь Хеми Помара привлекла внимание писателей и режиссеров», — пишут исследователи«Похищенный в начале 1840-х годов, переданный от человека к человеку, выставленный на обозрение в Лондоне и в конечном итоге брошенный, это история выживания и устойчивости коренных народов в наше время».